Не первую неделю и не первый месяц правительства по всему миру тоннами сжигают деньги, спасая свои авиакомпании и аэропорты от грядущего разорения. Причем, делают это нарушая финансовые правила ЕС и ВТО, которые напрямую запрещают такие действия. Пилотов увольняют пачками. Производители самолетов перестали публиковать прогнозы продаж. Туризм умирает и никому нет до этого дела. На этом темном фоне происходит что-то странное: аэропорт Алматы, которые не входит даже в сотню самых занятых в мире, продается за громадную сумму в 435 миллионов долларов. Причину столь горячего оптимизма ищет швейцарская Die Freie Presse.

Да, действительно, аэропорт Алматы – самый занятый в регионе бывшей советской Средней Азии и может иметь некоторое стратегическое значение. Но если оставить в стороне корпоративный треп, аэропорт этот – полная дохлятина. Тот факт, что аэропорт Алматы – “самый загруженный в регионе” не делает его более важным, чем аэропорт Мальты. И если честно, то аэропорт Мальты намного важнее.
Общая инфраструктура аэропорта Алматы – это просто бардак. Расположен фактически в городе, при этом подъездные пути представляют из себя узкие городские улицы. Здесь невероятно дороги все услуги по обслуживанию самолета. Очень дорога посадка и навигационное сопровождения. Невероятно дорогое топливо. Ввиду особенностей планирования аэропорта самолеты нуждаются в тягачах и длинных проездках. Терминал мал, запущен и недофинансирован. Все настолько плохо, что аэропорт собирались вообще перенести в другое место и построить с нуля.

Его построили для амбициозного проекта советского сверхзвукового самолета, Ту-144. Поэтому гордостью аэропорта Алматы можно считать очень длинные ВПП. Но потенциала роста у аэропорта нет, ни в сторону увеличения пассажиропотока, ни по инженерной линии. Его структура полностью устарела. Не может он претендовать и на звание регионального хаба или связующего звена. Он со всех сторон окружен коммерческой, индустриальной и жилой застройкой. Погодные условия, особенно зимой диктуют серьезные требования к самолетам и летчикам.
Если кратко – аэропорт просто дрянь. Теперь, когда везде распространяется COVID-19, это не просто дрянь. Это самое рафинированная дрянь, которое только можно попытаться найти за эти деньги.

Аналитики рынка уже задавались вопросом оценки этого аэропорта. DAMU Capital Management оценил аэропорт Алматы в 180-210 миллионов долларов, без скидок и премий. Эта трезвая оценка была подтверждена другими аналитиками из Алматинского Центра Оценки. Но аэропорт был продан за рекордные 435 миллионов долларов! В чем смысл? Кто этот счастливый продавец и невменяемый покупатель этого гадкого утенка аэропортостроения?

Все это обретает смысл, как только мы узнаем, кто продающая сторона и владелец аэропорта. Аэропопорт Алматы принадлежит «Almaty International Airport JSC». А та принадлежит голландской компании Venus Airport Investments B.V. А та – сингапурской Steppe Capital Pte. Ну, а Steppe Capital Pte. принадлежит Тимуру Кулибаеву, зятю Нурсултана Назарбаева. Тимур Кулибаев, богатейший олигарх Казахстана, известен скандальными приобретениями и продажами. Следствие изучало аномально дешевые покупки и столь же аномально дорогие продажи его имущества не один раз. Но власти никогда не могли доказать состав преступления. Тимур Кулибаев использовал рычаги политического давления для купирования любых попыток всестороннего расследования его деятельности и происхождения несметных капиталов.

Алматинский аэропорт был приватизирован в 1993. В 1998 году была построена новая ВПП в дополнении к существующей. Тимур Кулибаев и его Venus Airport Investment B.V. приобрела аэропорт в 2011 году за 86,7 миллионов долларов. Покупка также сопровождалась чередой скандалов. С тех пор ничего нового в аэропорте не было сделано, ничего не улучшалось и финансировалось по остаточному принципу. Планы строительства нового терминала были отменены.
Сделка по продаже аэропорта на катастрофических для покупателя условиях обретает смысл. С таким продавцом есть все основания подозревать, что сделка явно содержит скрытые элементы, в ней что-то не то.

Покупателем является зарегистрированный в Турции концерн TAV Airports. Его владельцы – Groupe ADP (государственная компания “Аэропорты Парижа”) и некое предприятие VPE Capital. Забавно, а знает ли французское правительство, которое выделяет деньги на спасение Groupe ADP от банкротства, что их компания одновременно покупает дрянные аэропорты у зятя диктатора Казахстана по завышенным ценам? И не худшее ли время сейчас для таких покупок?