Брюссель демонстрирует Варшаве свою готовность ввести санкции и спровоцировать «польский майдан», если партия «Закон и справедливость» (PiS) не откажется от умеренного евроскептицизма.
В Польше возник политический кризис. В Варшаве усиливаются наряды полиции за счет подкрепления из других городов. Оппозиционные партии «Гражданская платформа», Nowoczesna («Современность»), «Польская крестьянская партия» в ночь на субботу под зданием Сейма собрали более 2 тыс. демонстрантов. Польским правоохранителям пришлось оттеснить оппозиционеров, чтобы депутаты правящей партии смогли покинуть здание парламента.
Премьер-министр Польши Беата Шидло подчеркнула, что оппозиция стравливает поляков между собой и пытается самоутвердиться после поражения на парламентских выборах в 2015 г. Министр внутренних дел Польши Мариуш Блащак видит в выступлении оппозиции попытку государственного переворота. Ночью 5 июня 1992 г. в ходе схожей акции было отстранено от власти правительство премьер-министра Яна Ольшевского, который находился в конфликте с президентом Польши Лехом Валенсой из-за грубых попыток люстрации польских чиновников по закону, который считался неконституционным.
Оппозиция без права голоса
В чем-то глава польского МВД прав. В Польше действительно существует недопонимание между действующей властью и оппозицией, которая заинтересована восстановить свое влияние на политические процессы. По итогам парламентских выборов 2015 г. в польском парламенте доминирует одна консервативная партия «Закон и справедливость» (PiS) Ярослава Качиньского (брат президента Леха Качиньского, погибшего в авиакатастрофе под Смоленском). PiS занимает 234 места в Сейме (нижняя палата парламента) и самостоятельно сформировала конституционное большинство. «Законники» имеют карт-бланш в сфере законодательства и занимают ключевые министерские посты.
Пользуясь своей монополией на власть, PiS стала ограничивать гражданский контроль и перестала учитывать мнение оппозиции. Депутаты от PiS проголосовали за ограничение доступа СМИ на заседания парламента до пяти телеканалов. Не посоветовались консерваторы с оппозицией, когда формировали бюджет на 2017 г. PiS урезала пенсии и социалку в связи с непростыми временами в экономической сфере. Несмотря на то, что депутаты от «Гражданской платформы» блокировали трибуну спикера парламента, чтобы сорвать голосование, представители конституционного большинства перешли в другой зал и приняли бюджет.
Объектом критики стало решение PiS ограничить права Конституционного суда. Парламент Польши принял закон, согласно которому для того, чтобы оспорить соответствие принимаемых законов конституции, необходимо 2/3 большинства в конституционном суде (ранее было достаточно обычного большинства). Оппозиция считает, что действующая власть нарушает систему сдержек и противоречий, которая присуща демократическим режимам.
Оппозиция отрицает легитимность последних решений парламента. Лидер партии Nowoczesna Ришард Петру убежден, что если оппозиция не сможет договориться с PiS и найти компромисс, то в Польше состоятся досрочные парламентские выборы.
В польском обществе нет массового недовольства действующей властью, и значительная часть поляков голосовала за PiS. Основу политической программы партии составили идеи увеличения благосостояния поляков, ужесточение миграционного режима, усиление влияния католической церкви в обществе, снижение зависимости от зарубежных инвестиций, ставка на местных производителей. Типичный экономический национализм в интересах преимущественно набожного польского общества.
Власть, неугодная ЕС
Однако политический курс PiS вызывает критику со стороны ЕС. Брюссель последовательно поддерживает действия оппозиции. Президент Европейского совета Дональд Туск, который ранее занимал должность премьер-министра Польши от партии «Гражданская платформа», поблагодарил оппозиционных демонстрантов за активность и призвал польскую власть и оппозицию «уважать людей, нормы конституции и морали». Он подчеркнул, что информационные ограничения превращают демократию в диктатуру. Более жестким в своих заявлениях оказался министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн, который предложил ввести против Польши санкции, если действующая власть не отменит закон, ограничивающий права конституционного суда. Согласно ст. 7 Соглашения о ЕС, страна-член может лишиться права голоса в органах объединения в связи с серьезным и постоянным нарушением европейских ценностей. Возможны неофициальные ограничительные меры в экономической сфере. По мнению министра развития и финансов Матеуша Моравецкого, около 20% инвесторов воздерживаются вкладывать капиталы в экономику Польши до разрешения политического кризиса.
Подлинной причиной давления на PiS является умеренный евроскептицизм в своей политике партии. В отличие от британских и французских евроскептиков, польская власть поддерживает членство в ЕС и выступает за углубление интеграции в экономической и оборонной сфере. В то же время PiS против усиления влияния наднациональных органов ЕС и преобразования союза в федеративное супергосударство. Польская власть делает ставку на активное военно-политическое сотрудничество с США по линии НАТО для того, чтобы разбавить влияние ЕС. PiS разделяет подходы премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который поддерживает усиление власти национальных органов стран-членов, которые вправе не соглашаться с директивами и рекомендациями ЕС. Польша должна иметь самостоятельную позицию, отвечающую прежде всего национальным интересам, а не планам Брюсселя. По мнению министра юстиции и генпрокурора Польши Збигнева Зебро, наднациональные органы не должны навязывать Польше свою волю, ибо такой подход идет вразрез с «чувством национальной гордости» поляков.
Текущий политический курс Польши бросает вызов общеевропейскому единству, усиливает позиции евроскептиков, которые стремятся смягчить интеграцию в рамках ЕС. Поддержка Польши необходима ЕС. Польша — это шестая экономика в Европе. На Варшаву в своем развитии ориентируются страны-члены, вступившие в ЕС после 2004 г. и участники «Восточного партнерства». Франция и Германия рассматривают Польшу в качестве центра силы в Центрально-Восточной Европе и проводят общие консультации о текущих проблемах и перспективах развития европейской интеграции в формате «Веймарского треугольника».
Не исключено, что с помощью антиправительственных акций оппозиции ЕС рассчитывает скорректировать политический курс действующей власти Польши в своих интересах. Участвующие в демонстрациях оппозиционные партии «Гражданская платформа» и «Польская крестьянская партия» входят в Европейскую народную партию, которая представлена во всех институтах ЕС и от которой обычно исходят инициативы по углублению европейской интеграции. Брюссель демонстрирует Варшаве свою готовность ввести санкции и спровоцировать «польский майдан», если власть не откажется от умеренного евроскептицизма в своей политике. Такой прецедент уже имел место в практике ЕС, когда отдельные страны-члены ввели санкции против Австрии. В 1999 г. по итогам парламентских выборов в Австрии в парламент прошла ультраправая Австрийская партия свободы. Председатель данной политической силы Йорг Хайдер имел репутацию неонациста в европейском обществе. Двусторонние санкции продолжались до тех пор, пока Австрийская партия свободы не отказалась формировать коалицию с Австрийской народной партией, а Йорг Хайдер добровольно не ушел в отставку с должности председателя партии.
Кто лучше для Украины?
Не стоит делать однозначные выводы о том, какая из сторон политического кризиса в Польше наиболее выгодна для Украины. С одной стороны, правящая партия PiS поддерживает продление антироссийских санкций. На последнем саммите ЕС Польша и Великобритания предлагали ужесточить санкции против РФ в связи с событиями в Сирии, продлевать существующие санкции не на полгода, а сразу на год. Президент Польши Анджей Дуда рекомендовал отказаться от неэффективных переговоров в Минске в пользу Будапештского формата с включением в переговорный процесс о мирном урегулировании на Донбассе Польши и США. В начале декабря Украина и Польша подписали Генеральное соглашение о сотрудничестве в сфере обороны, которое предполагает взаимодействие в оборонной промышленности, исследованиях в области вооружений, модернизацию существующего и поставку нового оборонного оборудования в Украину.
С другой стороны, не обошлось без ложки дегтя в украинско-польских отношениях с приходом к власти PiS. Правящая партия активно заигрывает с антиукраински настроенными польскими ультранационалистами для того, чтобы объединить вокруг себя подавляющее количество электората и ослабить позиции евроскептиков, таких как партия «Смена» Матеуша Пискорского, которая выступает за сближение с Россией в политико-экономической сфере. В угоду радикальным националистам польский парламент единогласно принял резолюцию, в которой Волынская трагедия 1943 г. признается геноцидом, совершенным ОУН-УПА в отношении поляков. Украина никогда не принимала антипольские законы о притеснениях украинцев режимом президента Юзефа Пилсудского, об уничтожении украинских сел Сагринь, Павлокома, Верховины в годы Второй мировой войны. Действующая власть Польши закрывает глаза на антиукраинские акции ультраправых организаций. Во время «марша орлят перемышльских и львовских» в Перемышле польские ультраправые скандировали «Смерть украинцам». Такие инциденты становятся удобным поводом для российских СМИ доказывать, что в Польше сильны антиукраинские настроения.
Неоднозначно отношение к Украине и со стороны оппозиции. Когда партия «Гражданская платформа» находилась у власти, Польша поддержала Евромайдан, присоединилась к антироссийским санкциям после аннексии Крыма. Однако экс-президент Польши от партии «Гражданская платформа» Бронислав Коморовский избегал острой критики России. Он делал взаимоисключающие заявления о том, что несмотря на угрозы, которые исходят от России, Польша находится в безопасности благодаря членству в НАТО. Хотя страны Балтии стали укреплять свою оборону независимо от членства в альянсе. Бронислав Коморовский был убежден, что сближение Украины с ЕС не должно было способствовать ухудшению отношений с Россией, что в целом отвечало позиции экс-президента Виктора Януковича. В ноябре в российских СМИ фигурировала информация о том, что лидер оппозиционной «Польской крестьянской партии» Владислав Кощиняк-Камыш выступил за отмену антироссийских санкций и восстановление торгово-экономических отношений с РФ. Отдельные бизнес-круги Польши, которые экспортировали продовольствие в Россию, разделяют подобный подход.
Ухудшение отношений Польши и ЕС идет вразрез с интересами Украины. Если страны-члены ЕС наложат на Польшу санкции и лишат права голоса в европейских институтах, тогда Варшава не сможет лоббировать интересы Киева, в том числе и по вопросу продления антироссийских санкций. Многие годы Польша является одним из наиболее близких политических партнеров Украины в ЕС. Варшава традиционно настороженно относится к России, рассматривает ее в качестве потенциальной угрозы для своей безопасности. Польша наряду с Великобританией является одним из активных сторонников политики сдерживания России в Европе.
Залишити відповідь